VI Ежегодный конкурс "Новая детская книга" (rosmanpress) wrote,
VI Ежегодный конкурс "Новая детская книга"
rosmanpress

Categories:

Комментарии к лонг-листу председателя жюри конкурса Бориса Кузнецова!

Заметки к лонг-листу шестого сезона
По традиции делюсь своими впечатлениями.
В этом году через мои руки прошло больше 300 текстов в старшей номинации и около 800 в младшей.
Иллюстрации, конечно, я тоже смотрел. Это самые сильные впечатления шестого сезона – все-таки мы впервые включили эту номинацию в конкурс.
Перед тем как начать собирать в кучку свои соображения, я заглянул в предыдущие отзывы, и понял, что большую часть того, что хотел сказать, я уже когда-то проговаривал. Практически все, что я писал тогда, актуально и в нынешнем сезоне. (Интересующиеся могут пролистать историю группы или просмотреть ЖЖ конкурса). Постараюсь не повторяться.
Однако на всякий случай напомню, что мои заметки и впечатления это не литературоведческая работа, а всего лишь непричесанные соображения издателя и члена жюри, возникшие при прочтении огромного массива текстов.
Пойду по номинациям.

Детские стихи и сказки.
В этом году в младшую номинацию мы получили колоссальный поток текстов – больше трех тысяч заявок! Это рекордное количество. Не могу сказать, что вместе с этим как-то решительно изменилось качество работ. По своей выборке наблюдаю, что по-прежнему значительную долю заявок составляют явные «пробы пера» и истории, рассказанные собственным детям, перенесенные затем на бумагу (в компьютер). Пропорции «профессиональных текстов», на мой взгляд, остались теми же. Уже после обсуждения лонга я вскрыл и внимательно посмотрел полный список заявок с именами авторов. Обнаружил довольно много знакомых и издаваемых фамилий, причем далеко не все из них прошли в лонг. Но в целом в очередной раз убедился, что опытные авторы пишут, естественно, лучше, точнее и профессиональнее. Тут, пользуясь случаем, в очередной раз повторю, что мы не собирались, не собираемся и не соберемся устраивать конкурс исключительно для начинающих писателей. Все тексты и заявки участвуют на равных правах и условиях.
Отбор в лонг был сложным и долгим (в конце концов, за пределами конкурса мы рассматриваем его в качестве большой заначки для пополнения издательского портфеля). Изначально на лонг выходили больше 100 заявок, что очевидно слишком много. Нельзя же его раздувать до полного неприличия – в некоторых литературных конкурсах общее количество заявок меньше. Одно могу сказать, что эта сотня работ однозначно пригодна для публикации в том или ином виде. Дальше начиналось самое сложное – сократить эту сотню до более-менее приемлемого количества работ. Получилось - 41 текст.
Добавлю немного интриги – в этом году мы обстоятельно и хозяйственно подошли к работам на этапе подготовки лонга, по итогам всех этих обсуждений остался большой расписной и раскрашенный файл с пометками типа - «обсудить возможность включения в…». Все-таки мы издательство и грех не воспользоваться плодами большого труда. В нашей редакционной практике мы часто сталкиваемся с необходимостью срочно добыть тексты под какую-то конкретную задачу – добавить в тематический сборник современных авторов, украсить хорошими стихами какие-нибудь книжки на картоне для малышей, выдвинуть на грант возможную серию книг о природе для дошкольников и т.п. Так что у нас остался очень даже рабочий файл, и мы к нему будем еще не раз возвращаться.
О стихах
Сразу отвечу на постоянный вопрос – мы не собираемся открывать специальную номинацию для стихов. Их читательская востребованность значительно уступает прозе, соответственно и книг выпустить можно значительно меньше. А только в этом году мы получили приличный запас отличной детской поэзии, которой хватит года на два.
Как вы уже поняли, заявок со стихами пришло около тысячи. Мне бросилось в глаза, что в этом году было достаточно много работ, где авторы экспериментировали с формой и размером, иногда весьма виртуозно. Не могу называть фамилий (чтобы не возникли какие-нибудь слухи), но есть работы, которые очень порадовали настоящей детской непосредственностью, остроумными развязками и юмором, который цепляет и ребенка, и взрослого. А еще попалось несколько великолепных работ, которые просто не укладываются в номинацию по возрасту. Есть одна подборка веселых, но не детских стихов, которая у нас уже гуляет по рукам.
А еще по ходу возникла соблазнительная мысль – отобрать лучшие стихотворные работы и обсудить при случае с Андреем Усачевым - у него великолепное чутье и масса идей в отношении молодых детских поэтов.
И вообще стихи читать приятно и оценивать их проще, чем прозу. Но в этой связи я не очень понимаю людей, которые отправляют на конкурс явно сырые стихи, где с первого четверостишия разваливается ритм и не стыкуются рифмы. Кстати, также вызывают легкое недоумение заявки с одним четверостишием или с рассказом на полстранички. Все-таки в следующем году нужно будет задать минимальный размер произведений.
И еще одна частная мысль-совет: если взялись написать азбуку в стихах, имейте в виду, что до вас это уже делали тысячи раз, и чтобы быть замеченным, нужна какая-то сверхоригинальная идея.

О прозе
Пока читал тексты в младшей номинации, почувствовал одну проблему, которая приводит к мучительным метаниям и сомнениям – есть детские тексты для детей, а есть тексты о детях для взрослых. Вот в этом жанре «взрослым о детях» встречались удивительно пронзительные и искренние тексты, но по формату конкурса и профилю издательства они все-таки не проходят. Я так и не знаю, что с ними делать…
Кстати, попались несколько неплохих сценариев, но они тоже не в формате конкурса.
В целом могу сказать, что номинация сложилась. Понимаю, что нам будет с чем поработать в следующем году. И большое спасибо участникам конкурса за то, что не высылали в этом сезоне работ на тему политики и всяческих «актуальностей»)). Зато, как всегда, в сюжетах доминировали говорящие игрушки и всяческие зверушки – «собрались как-то заяц, ежик и медвежонок…» Вместе с этим по сравнению с прошлыми годами было больше работ в жанре «экологических сказок» и переработок известных фольклорных сюжетов. Любопытно, что не меньше десятка раз мне попался сюжет с девочкой, которая не может уснуть.
При работе с рукописями бросилась в глаза одна проблема – подготовка рукописи/заявки к отправке на конкурс. Представьте себе – попадается очень неплохой рассказ, но он один и очень небольшой и словно вырван из цикла или из контекста. Один он смотрится, как случайная зарисовка. Потом читаешь другие работы, и тут попадается еще один рассказ чем-то неуловимо похожий на предыдущий, начинаешь понимать, что они вполне возможно связаны, но это всего лишь догадки. К чему я это – относитесь к работе, высланной на конкурс, как к целостному произведению со своей концепцией. Если это цикл, то не разбивайте его. Если это, действительно, только одна случайная зарисовка, то подумайте, стоит ли ее отправлять. Количество высланных заявок не увеличивает ваши шансы.)) И о редактировании – не присылайте сырые необработанные тексты в надежде на то, что некий редактор, разглядев золотое зерно сюжета, затем «причешет» текст. Высылайте тексты такими, какими их должны в итоге читать или слушать дети. Кстати, как мне кажется, в работе с малышовыми текстами помогает чтение вслух. И даже лучше, если при вас их прочтет кто-то другой. Все будет слышно. Между прочим, именно так эти тексты и живут – их родители читают детям.
И немного о том, чего не нужно:

Не вставляйте иллюстрации в текст, если не умеете рисовать на уровне профессионального иллюстратора. Это только снижает общее впечатление.
Не стоит высылать имитации русских народных сказок. Они уже есть. А если издателю нужны свежие, то он может залезть в сборники Афанасьева или в научные фольклорные сборники, там огромное количество материала.
Не нужно украшать текст уже готовыми шутками и цитатами из Остера, Успенского, Усачева и др. Ими уже шутили.
Не стоит принудительно вставлять в текст повествования стихи просто потому, что они у вас есть и были написаны раньше. Это как свитер, заправленный в брюки.
Ответственно относитесь к именам, они могут плохо произноситься, быть неблагозвучными или иметь какой-то второй смысл. Например, мне два раза попадались прекрасные принцессы и феи с именем Йони. Погуглите))
Придумывайте названия (особенно для сборников). Они важная часть произведения! Вместо того чтобы писать что-то беззубое - «сказки для детей», «сборник моих произведений», потратьте время и придумайте нечто яркое и остроумное. Названия продают тексты, в т.ч. и конкурсу.

О старшей номинации
Это тяжеловесы НДК. Тут тоже на лонг претендовали не меньше ста работ. С большим трудом оставили 44. Зато по поводу оставшегося лонга могу уверенно сказать – все работы будут органично смотреться на современной полке фэнтези. Однако в отличие от младшей номинации мы не расписывали файл заявок и не стыковали его с редакционной работой. Специфика жанра такова, что мы не можем работать с большим количеством проектов и все интересные заявки этой номинации нам просто не переварить. Хорошо представляя себе тексты лонга, я уже мучаюсь и терзаюсь, т.к. отчетливо представляю, как можно издать с десяток работ. И каждый из проектов в отдельности может быть интересным и успешным. Но все вместе и сразу их, увы, не потянуть.
Как всегда, авторам этой номинации настоятельно рекомендую не сидеть на месте, а упорно искать издателя для своих работ. Естественно, после окончания сезона НДК)))
В самом начале приема заявок я заикнулся о городском фэнтези, о том, что его не хватает. Наверное, мне не повезло на первых порах, позднее тексты в этом жанре попадались в большом количестве и разнообразии. А вообще в номинации увидел практически всю палитру жанров фэнтези. Пожалуй, не встретились только юмористическое фэнтези и альтернативная история. Но это не означает, что мы их ищем, просто констатирую факт. Однако при всем разнообразии рулит, безусловно, классическое сказочное/мифилогическое фентези. Иногда складывалось ощущение, что читаю бесконечную историю про эльфов, гномов и орков. Но одну! А в качестве завязки также лидируют три любимых сюжета: ребенок-сирота (или просто униженный и оскорбленный) неожиданно узнает о своих необычных способностях; тайна пропавших родителей; что-то нашли, неаккуратно использовали, начались приключения. Это не плохо и не хорошо, это просто своего рода статистика.
Проблемой для этой номинации, как всегда, было возрастное соответствие. С одной стороны встречались сказочные повести, которые органично смотрелись бы в младшей номинации. С другой – попадались тексты явно на более взрослую аудиторию. Как и предполагал (это как-то обсуждалось в группе конкурса) со взрослыми главными героями в подростковых книгах все не так просто. В силу своей взрослости они утягивают текст в другой возраст. При этом и в одном, и в другом случаях попадались очень достойные работы.
Что любопытно, в этом году мне показалось, что на конкурсе было много заявок от подростков. Где-то они сами указывали на этот факт в синопсисе, где-то это становилось явным при чтении текстов. Честно могу сказать, что у этих работ микроскопические шансы быть замеченными. И это не из-за того, что я не люблю или не верю в детей. Просто, как мне кажется, для того чтобы написать объемную книгу с проработанным сюжетом нужно иметь уже какой-то опыт, и человеческий, и творческий. А так в этих текстах нарываешься на жуткую смесь шаблонов и заимствований из любимых книг. Кстати, тут я впервые встретил тексты, написанные по мотивам Часодеев. И понял, что конкурс существует уже довольно давно))
Хочу вновь обратить внимание авторов на синопсис. Всем понятно, что в жанре фэнтези самое главное это сюжет. Для ридера и членов жюри проводник по сюжету это синопсис. Если вы пишете «героям предстоит пройти через многие трудности и обрести новых друзей», то считайте, что вы ничего не написали. Это в лучшем случае. Не скрывайте в синопсисе финал («а что произошло потом, вы узнаете, прочитав эту книгу»), это затрудняет понимание сюжета в целом. И, кстати, о финалах и развязках – оригинальный финал это всегда сложно, но не оставляйте слишком много открытых вопросов и подвешенных сюжетных линий, чаще это не интригует, а вызывает ощущение незавершенности и разочарования.
Немного о том, чего не нужно.
Не стоит превращать книгу для подростков в агитку и памфлет.
Не нужно дописывать и разрабатывать чужие сюжеты. По крайней мере, не стоит высылать эти работы на конкурс.
Не стоит навязчиво использовать прямолинейные «говорящие» имена. Особенно в героико-романтическом ореоле. А иногда это бывает еще и нелепо. Примеры из конкурса приводить не буду, но вспомните Злеуса Злея.
Не нужно злоупотреблять пространными описаниями и пейзажной лирикой, в глазах подростка они не добавляют плюсов тексту, но часто мешают динамике и сюжету.
Убивайте в себе офисный язык. («в связи с крайней загруженностью на работе, отец N поздно пришел домой»).

Новая детская иллюстрация
Как я уже сказал – это самые сильные впечатления этого конкурса. Пусть писатели не обижаются)) Мы впервые работаем с этой номинацией и ощущения еще новые и свежие.
По приблизительной поверхностной оценке около трети заявок это любительские рисунки, высланные непрофессиональными художниками. Зато остальные – это просто удивительный срез современной детской иллюстрации. Именно поэтому мы не удержались и сформировали лонг иллюстраторов и выложили часть их работ, хотя изначально и не собирались этого делать. Просто невозможно было не поделиться!
Я часто бываю на выставках иллюстраторов, но такого масштабного среза молодых современных художников книги еще не встречал. Просто мы не ограничены выставочной площадью.)) Теперь думаю, как лучше распорядиться таким богатством. Есть одна идея на этот счет, но это все ближе к осени.
Как издательство мы получили великолепную базу художников. Мэтры жюри, конечно, еще будут смотреть и оценивать работы и определять победителей. Но, скажу честно, мы уже начали работать с этой базой. С утилитарной редакционной точки зрения эта номинация оказалась очень и очень рабочей.
Кстати, читая тексты и параллельно просматривая иллюстраторов, понял, что некоторые тексты и художники словно созданы друг для друга. И вообще я очень надеюсь, что новые молодые иллюстраторы много дадут для новой детской книги.

Вот, все что хотел, я сказал. Может кому-то пригодится.  У нас впереди отбор в шорт-лист и нужно внимательно пересмотреть весь лонг. С каждым годом это мероприятие становится для нас все более ответственным.
А вам, дорогие наши авторы и художники, терпения, удачи и веры в себя!
Tags: Борис Кузнецов, жюри, сезон 2014/2015
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments